Доступная среда
Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Основаниями для создания специальных условий для обучения детей с ОВЗ и детей- инвалидов служат:
· нормативные требования;
· заключение ПМПК– для обучающихся с ОВЗ (п.23 Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от20сентября2013г. №1082);
· индивидуальная программа реабилитации или абилитации – для детей-инвалидов. (приложение 3 к приказу Минтруда России от31июля2015г. №528н).
Условия для детей с ОВЗ и детей- инвалидов, которые МБДОУ обеспечивает в соответствии с частью 3 статьи 79 Закона от29декабря2012г. №273-ФЗ, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования», локальными актами МБДОУ (Положение о работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, План мероприятий дорожная карта, Паспорт доступности инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования МБДОУ №30 «Чижик» х. Павловка):
- реализация разработанных, специалистами МБДОУ: ООП;
- применение специальных методов обучения и воспитания;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и других мероприятий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
- оказание ранней коррекционной помощи в дошкольном возрасте позволяет через индивидуализацию образования, успешно подготовить воспитанника к обучению в общеобразовательном учреждении;
На 01.01.2021г МБДОУ не посещают дети с ОВЗ.
Учреждение не предусматривает в штатном расписании наличие квалифицированных кадров, осуществляющих коррекционно- развивающую деятельность: педагог-психолог, учитель -логопед инструктор по физической культуре, медицинский работник.
Созданы условия для повышения педагогической компетентности воспитателей через проведение семинаров, консультаций, участие в вебинарах.
В течение учебного года в рамках образовательной деятельности уделяется внимание вопросам формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья у детей дошкольного возраста.
Специально оборудованные учебные кабинеты
В учреждении нет оборудованного группового помещение, приспособленного для использования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В состав групповых помещений входят: раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая /спальня (для проведения игр, занятий и приема пищи, дневного сна), туалетная и умывальная. Группа оснащена необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями ООП, ФГОС ДО.
В группах имеются разнообразные виды театров (трафаретный, настольный, теневой, кукольный), атрибуты, элементы костюмов для сюжетно – ролевых, режиссерских игр, игр – драматизаций.
Методический кабинет обеспечен программно-методической литературой необходимой для ведения педагогического процесса. В кабинете имеются наглядно-дидактические материалы, материалы из опыта работы педагогов МБДОУ, компьютер для ведения документации и работы с педагогами
Музыкальный и физкультурный залы в дошкольном учреждении отсутствуют.
Для решения задач музыкального и физического воспитания и развития детей дошкольного возраста воспитатели создают условия в групповых комнатах. Здесь проводятся НОД, досуги, праздники, утренники и развлечения.
Групповая разновозрастной группы оснащена современным оборудованием: мультимедийный программный комплект, пианино, музыкальный центр, учебно методическими материалами: оборудованием для музыкальных игр-драматизаций, атрибутами для игр, детскими музыкальными инструментами (металлофоны, ксилофоны, барабаны, бубны, погремушки), портретами композиторов. Создана фонетика (диски, аудиозаписи).
В раздевальной комнате создан физкультурный уголок, в котором имеется стандартное и нестандартное оборудование, и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы:
-физкультурное оборудование (гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, мишени разных типов);
- спортивный инвентарь (мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки и др.).
Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо - физиологическим особенностям детей, их возрасту.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для полноценного осуществления инклюзивной образовательной деятельности в МБДОУ отсутствуют объекты для проведения практических занятий.
Все объекты для проведения практических занятий с детьми ОВЗ, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей с ОВЗ не обеспечены необходимым оборудованием и инвентарём.
Все помещения для проведения практических занятий оснащены естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.
Детская мебель и оборудование помещений изготовлены из материалов, безвредных для здоровья детей. Стулья и столы промаркированы в соответствии с ростом детей.
Развивающая среда МБДОУ организована с учетом интересов детей и отвечает их возрастным особенностям. В группах созданы условия для всех видов детской деятельности: учебной, игровой. Каждая группа отличается своей индивидуальностью. Содержание развивающей среды в группах отражает освоение детьми знаний образовательных областей.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Отдельного помещения нет, литература находится в группах и кабинете заведующего: учебная и методическая литература, периодическая печать, детская художественная литература.
Группы оснащены необходимыми для обеспечения воспитательно-образовательного процесса пособиями, литературой, картинами, играми, художественной литературой, мультимедийным оборудованием, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Средства обучения и воспитания детей с ОВЗ сформированы по видам:
- методическая литература;
-наглядно-методические пособия;
-дидактические пособия;
-наглядно-дидактические пособия;
-наглядные пособия.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для создания условий полноценной двигательной деятельности детей с ОВЗ, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей в группах проводится утренняя гимнастика, НОД, физкультурные и музыкальные досуги, праздники и развлечения. Освоения области «Физическое развитие» в рамках образовательной программы для детей с ОВЗ реализуется на основании заключения врача педиатра, группы здоровья.
Имеется спортивное оборудование на прогулочных площадках.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания, используемые в МБДОУ для обеспечения образовательной деятельности с детьми ОВЗ рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации ООП ДО, учетом АОП, как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. И соответствуют принципу необходимости и достаточности для организации образовательной работы, методического оснащения воспитательно-образовательного процесса, а также обеспечения разнообразной двигательной активности, музыкальной и художественно-эстетической деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с приоритетным направлением работы МБДОУ.
Средства обучения подразделяются на следующие виды:
-печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал и т.д.)
-электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.д.)
-аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях).
-наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).
-демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные).
-спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. д.).
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Конструктивные особенности здания МБДОУ не предусматривают наличие подъемников, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручней внутри помещений, приспособления для туалета/душа, тифлотехнике, тактильные плитки, напольные метки, кроватей и матрасов специализированного назначения иные приспособления, обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательной организации.
Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло "Выход", видеонаблюдением.
Детский сад оборудован тревожной кнопкой экстренного вызова полиции.
Доступ к кабинету администрации, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.
Территория МБДОУ асфальтирована и имеет твердое покрытие (тротуарная плитка).
Специальные условия питания
В МБДОУ организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 10 - дневным меню, утвержденным заведующим МБДОУ.
Питание воспитанников осуществляется в соответствии с действующими Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения"
Создание отдельного меню для с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.
Специальные условия охраны здоровья
Медицинское обслуживание в МБДОУ детей с ОВЗ обеспечивается в соответствии с договором о сотрудничестве между МБУЗ «ЦРБ» Азовского района.
Медицинское обслуживание детей с ОВЗ и детей- инвалидов обеспечивается медицинским персоналом, закрепленным за МБДОУ фельдшер Павловского ФАП).
В МБДОУ созданы физкультурно-оздоровительные условия для профилактики заболеваний и оздоровления детей с ОВЗ, для занятия ими физической культурой и спортом. Физическое развитие детей с ОВЗ осуществляется в рамках образовательной программы по направлению "Физическое развитие". Применяется особый порядок освоения области «Физическое развитие» в рамках образовательной программы для детей с ОВЗ (на основании заключения врача педиатра, группы здоровья).
В МБДОУ заключен договор о сотрудничестве с МБУ ЦППМСП «Доверие» Азовского района. Целью договора является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями.
Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»). Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Воспитанники МБДОУ не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного компьютерного кабинета нет.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – не предусматривается.
Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Доступ к ЭОР не предусматривается.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В МБДОУ имеются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для детей с ОВЗ:
Коррекционное оборудование: массажные мячи, сенсорные мячи, массажные дорожки, мягкие спортивные модули, мягкие маты, магнитная доска.
Дидактические и развивающие игры, игровой и стимулирующий материал, музыкальный центр, фонотека.
Уличное оборудование для детей с ОВЗ (выносной материал для развития основных движений и мелкой моторики).
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Отсутствует наличие общежития и интерната
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Отсутствует